s

Художественная выставка: Михаил Мантулин-"ХХХХ лет полета»

Автор:
artkaluga
Дата публикации:
05.12.2015 11:11
  • 193
  • 0

Художественная выставка: Михаил Мантулин-"ХХХХ лет полета»

Михаил Мантулин по самому складу натуры свой – непоседа, путешественник, искатель новых дорог и новых миров. Порой кажется, что он везде – временно, что ему повсюду – тесно.

В Калуге, в Москве, в Париже – и в любом другом городе Земли. Его картины и арт-объекты экспонировались во многих странах Европы, Азии и Африки. И сам он успел объездить восток, центр и запад Европы.
Особенно основательно освоился он во Франции. Некоторое время даже жил в центре Парижа – чуть ли не с видом на собор Парижской Богоматери. Там же, в Париже, состоялись две его персональные выставки. Всего же он устраивал их во Франции семь раз! Был он и экспонентом парижского Салона независимых.
А еще он постоянно участвует в самых разнообразных художественных акциях – и отечественных, и зарубежных. Стал обладателем Гран-при международной выставки в Монтабане.

Тесны ему и рамки любого жанра, любого вида искусств.
Архитектор по образованию, он пишет картины, компонует коллажи и инсталляции, «выпекает» горячие эмали… И еще много такого делает, что порой даже не очень поддается точному искусствоведческому определению. До сих пор помню, как я впервые оказался в его мастерской – еще в глухие времена советского «застоя». Ощущение тогда было такое, как будто я пришел в гости к Энди Уорхолу или Раушенбергу. Не было там привычных полотен с привычными мотивами и сюжетами – зато металлически посверкивали поп-артного толка композиции, совершенно нездешние, необычайные. И разговор велся о вещах, никакого отношения к тогдашней нашей жизни не имевших. Кажется, о гиперреализме, о движущихся арт--объектах. Он в полном смысле слова космополитом – гражданином мира. Гражданином Космоса. А потому и искусство его было вполне космополитическим: в нем реализовывались основные устремления мирового, в том числе, естественно, и зарубежного, искусства той поры. И это ни в коей мере не было подражанием тем или иным образцам западной художественной моды. Не было чем-то вторичным. Как это ни странно звучит, Мантулин не только не был художником-аутсайдером, но и зачастую оказывался первооткрывателем новых художественных идей.
В 1979 году в США был опубликован так называемый «Йельский манифест», в котором впервые декларировались принципы деконструктивизма. Причем сфера применения их поначалу была ограниченной: речь шла лишь о гуманитарных науках. Прошло немало времени, прежде чем деконструвистские тенденции проявились в художественной литературе, в предметно-пространственных искусствах.
Мантулин же создавал деконструвистские объекты еще в середине семидесятых годов, став, по сути дела, предтечей деконструктивизма.
Именно в эту пору создана им серия композиций «Машина времени». В этих коллажах, собранных из обрезков репродукций знаменитых картин, остроумно деконструированы обратившиеся в банальность приемы и формы классического искусства.
Примерно тогда же возник и коллаж «Мальчик с лютней»: Мантулин разрезал на множество квадратиков несколько репродукций с картины Караваджо, а затем склеил из этих квадратиков единую композицию, преобразовав тем самым классическое искусство в оп-арт.
Словно бы на кирпичики раскладыая и заново складывая художественные образы, Мантулин, вольно или невольно, выявлял смысловые компоненты искусства, его языковые элементы. То есть занимался, по сути дела, практическим искусствознанием: изучал и переналаживал грамматику, фонетику и синтаксис предметно-пространственной образности.
Необычайным было и оформление ресторана вокзала Калуга-I, осуществленное в конце семидесятых годов по проекту Михаила Мантулина и Григория Табакова.
Был создан единственный в своем роде ансамбль – своего рода художественный механизм, состоявший из цветомузыкальных приборов, зеркальных панно и прочих дизайнерских придумок. Но эффектнее, необычнее всего были стенные росписи – гигантские гиперреалистические изображения то юношей с гитарами, то обольстительных красавиц, то шикарных машин…
Конечно, не Мантулин изобрел кэмп и гиперреализм. Но именно он первый внедрил приемы кэмпа и гиперреализма в монументальную живопись.
Увы, но этот фатасмагорический ансамбль, в создании которого, помимо Мантулина и Табакова, участвовали еще и Любовь Иконникова и Михаил Камышанский, не сохранился. Но остались фотографии. Осталась память о почти что невероятной в те времена художественной акции.
И поныне Мантулин постоянно экспериментирует. Анализирует, раскладывая на составные элементы, самые разные стили, манеры, приемы. И синтезирует эти элементы, вырабатывая собственные формы художественного высказывания, собственные формы выразительности. Мантулин – из редкостной породы художников-языкотворцев.
Но вся эта увлекательная работа, все это разложение-сложение художественных конструкций для Мантулина не самоцель Конечно же, он – формалист. Но его формализм – содержательный и целенаправленный. Оперируя формами, он оперирует присущими им смыслами. Выстраивая образы, он выстраивает идеи.
Он истинный мастер аналитического искусства. Ни в чем не следуя приемам великого Филонова (и уж тем более его отнюдь не великих учеников), он осуществляет в своем искусстве самые основные принципы художественного анализа. Использует самое искусство как орудие мысли.
И уже долгие годы он – президент Академии аналитического искусства. Лидер единственного в мире всепланетного объединения художников-космистов, художников-мыслителей. Он первый в их ряду.

Комментарии (0)

Для того, чтобы оставить комментарий, нужно зарегистрироваться или авторизоваться.